В детской терапии и реабилитации я придерживаюсь эклектического подхода, то есть способы поведенческой коррекции подбираю индивидуально к каждому ребенку.
С 2013 года я сертифицированный АВА терапевт. Поведенческая терапия ABA (Applied behavior analysis) позволяет собрать информацию, изучить влияние факторов окружающей среды и проанализировать поведение ребёнка. Часто основа неадекватных реакций на внешние раздражители – дисбаланс сенсорных систем.
В 2016 году я закончила базовый курс ДИР Флортайм (DIR Floortime) – терапии, основанной на игре. Игровая терапия помогает взаимодействовать с ребёнком в рамках интересующих его игр и устанавливать руководящий контроль, увлекая за собой.
Как я работаю над нежелательным поведением детей (агрессия, самоагрессия, истерики, нежелание сотрудничать, и т.п.)?
- Обучаю родителей наблюдать за ребёнком и собирать данные по нежелательному поведению.
- Анализирую полученную информацию и составляю план коррекции.
- Разрабатываю способы коррекции.
- Объясняю родителям как правильно реагировать на поведение ребенка.
- Вношу коррективы, если требуются.
- Помогаю родителям обустроить окружающую среду для ребенка, чтобы нежелательное поведение либо совсем не возникало, либо угасло до минимального.
В итоге, малыш быстрее адаптируется к социуму, а психоэмоциональный фон приходит в норму.
Важно помнить, что со своенравным поведением малыша может столкнуться любой родитель. Главное, не идти с ним в лобовое столкновение, но и не уступать любому капризу. Желательно не реагировать импульсивно, а понять причину поведения и быть последовательным в своих действиях.
Родители не всегда могут понять, что именно провоцирует ребенка и как правильно реагировать. Если объяснения не помогают, нежелательное поведение существует уже долгий период и вы перепробовали все известные способы коррекции, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Совместная работа ‘поведенческий терапевт + родители’ помогает вовремя скорректировать поведение ребенка и избежать ряда проблем:
- Чем дольше существует поведение, тем крепче оно закрепляется и сложнее поддается коррекции.
- Взрослея, у ребенка появляется больше просьб и больше сложностей.
- Неврологические нарушения, скорректированные препаратами – возвращаются, как только ребенок перестает пить лекарства. А поведенческая коррекция закрепляет результаты на длительное время.