Коммуникация – это активное взаимодействие людей с целью обмена информацией. Коммуникативность выражается в умении устанавливать контакт с другими людьми и общаться.
Навыки общения являются базой для полноценного психического развития ребёнка. Это необходимость для того, чтобы дети комфортно ощущали себя среди окружающих, общались, играли, развивались и получали знания.
Невозможно отрицать современную тенденцию к обособленности. Дети создают себе виртуальный мир, в котором проводят всё больше времени. Реальный мир отходит на второй план. Использование гаджетов и общение в виртуальном пространстве должно быть дозировано, чтобы избежать в будущем проблем в коммуникации.
80% практики я посвящаю детям с особенностями в коммуникации. Большинству из них поставлен официальный диагноз РАС (Расстройство Аутического Спектра – ASD). РАС проявляется у детей по-разному, начиная от «лёгкого упрямства» в поведении и заканчивая трудностями в понимании обращенной речи и во взаимодействии лишь с небольшим количеством окружающих.
Родители на определенном этапе отмечают у своих детей регрессию в развитии. До возраста 1-1.5 года ребёнок развивался в соответствии с нормами, а позже начали пропадать слова и звуки, исчез глазной контакт. К сожалению, это распространенное явление, но выполняя ряд определенных шагов, можно минимизировать проявления отставания в развитии.
Рекомендации для улучшения коммуникации:
Обеспечьте контакт ребёнка с самим собой и окружающей средой:
- С самого рождения малыша, смотрите ему в глаза, вызывая на контакт. Это удобно делать во время кормления, купания и массажа, при любом удобном случае.
- Обеспечьте контакт ребёнка с самим собой и окружающей средой:
- минимальное количество одежды или нагишом;
- массажи;
- знакомство с разными текстурами (используйте разнообразные кусочки ткани, мочалки);
- разница температур при купании (холодно-горячий душ);
- танцы на руках и передвижение в пространстве;
- пребывание на улице;
- лежание на траве, листьях, песке.
-
Развивайте ребенка в игре.
- выдувать мыльные пузыри и вместе их лопать;
- кувыркаться на полу или танцевать вместе;
- принимать совместно ванну и играть с пеной.
Уверена, вы удивите себя сами!
- Закладывайте основы взаимодействия ребенка с членами семьи. Важно донести до ребёнка понятие семейной иерархии. Это не означает, что малыш должен тотально подчиняться. Но родители являются теми, кто решает большую часть вопросов, и он должен это понимать. Дети интуитивно улавливают реакцию родителей на истерики и плач, и начинают манипулировать, даже неосознанно. Поэтому важно научиться отличать настоящую проблему от манипуляции и стараться быть последовательными в принятии решений и своих действиях.
- Учите детей выполнять простые просьбы. С маленького возраста уже можно обучать малыша реагировать на просьбы: на, дай, положи. Когда ребёнок начинает ходить, задействуйте его в повседневных обязанностях – это тоже часть коммуникации.
Не стоит забывать, что темперамент ребенка тоже влияет на развитие навыков коммуникации:
- Сангвиники общаются свободно и легко сходятся с людьми.
- Холерики эмоциональны и вспыльчивы, что отражается на их взаимодействии с окружающими.
- Флегматики спокойны и отличаются постоянством в своих привязанностях, однако сложно сходятся с людьми.
- Меланхолики обидчивы, часто замкнуты и не уверены в себе.
Важнейшая роль на этапе взросления отводится родителям. Именно родители служат примером для подражания и обладают неоспоримым авторитетом.
Мир меняется, но ничто не заменит ребенку живого общения. Развитие коммуникативных навыков (общительности) – ключ к успешному взаимодействию в социуме для каждого человека.