Организация пространства и создание благоприятных условий для развития ребенка

Станции.

После рождения малыша обстановка в доме меняется. Для комфортного перехода малыша от одной стадии развития к другой можно организовать для него *станции* — специально созданные островки с разными свойствами, как некие модели окружающего мира.

Игрушки.

Вполне достаточно иметь в доме несколько игрушек небольшого размера, которые легко вложить в ручку и поднести ко рту. Помните, лицо родителя значительно интересней любых игрушек, а окружающая среда естественней и привлекательней пластикового искусственного мира.

Не используйте:

На что следует обратить внимание?

1. Схема тела.
Позвольте ребенку узнать своё тело со всех сторон. Выкладывайте малыша на спину, животик и бочки (во время бодрствования). По рекомендациям педиатров, младенца укладывают спать на спинке и под присмотром взрослых — на животик. На животе малыш спит спокойнее, сохраняя физиологическую позу эмбриона.

Во время бодрствования, лёжа на животе, ребенок учится взаимодействовать с силой притяжения:

2. Опыт движения в пространстве.
Вестибулярный аппарат человека находится в ухе. Если вы держите ребенка на руках и меняете положение тела, то его голова перемещается в пространстве. Так происходит стимуляция вестибулярной системы — основы сенсомоторного развития и уверенности в себе. Вы можете танцевать и петь, обеспечивая дополнительную стимуляцию. Замечательный способ развития вестибулярного аппарата — занятия на физио-мяче.

3. Тактильная стимуляция.
Обеспечьте малышу разнообразие тактильных раздражителей, чтобы он привыкал к разным текстурам. Это позволит лучше ощущать себя и сбалансировать тактильную чувствительность.

Рекомендую выкладывать кроху на различные тактильные коврики и желательно без одежды. Используйте для занятий различные типы тканей, пёрышки.

Во время купания используйте губки разной жесткости. Меняйте температуру и напор душа.

Познакомьте ребенка с широким спектром текстур, тем самым увеличивая вероятность того, что малышу будет комфортно играть на песке или траве, с тестом, иметь разнообразный рацион в еде.

 

6. Уверенность и рефлекс Моро.
Рефлексы обеспечивают общую нормальную жизнедеятельность и направлены на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары.

Новорожденные наделены безусловными рефлексами:

Одним из наиболее значимых, является рефлекс Моро — защитный рефлекс. Возникает, когда ребенок, по его ощущениям, находится в опасности. Внешне он проявляется так: малыш сначала разводит ручки в стороны, разжимает кулачки и выпрямляет согнутые ноги. Спустя 2−3 секунды, ручки либо возвращается в исходное положение, либо малыш обнимает себя ими. В возрасте 3-4 месяцев рефлекс должен уступить место “движениям по желанию”.

Для того, чтобы рефлекс Моро благополучно завершил своё действие, необходимо стимулировать вестибулярный аппарат. Использование слинга может позитивно повлиять на ощущение покоя и безопасности.

7. Использование наклонных поверхностей: детское кресло-качалка, стул для кормления, кресло безопасности.
Специалистами рекомендовано не сажать ребенка до того момента, пока он не сядет самостоятельно. Сидение ребенка раньше времени создает нагрузку на позвоночник. В результате, тело компенсирует эту нагрузку, создавая зажим в спине и напряжение мышц живота. Избегайте длительного использования наклонных поверхностей. А вот пуф вместо обеденного стула может быть прекрасной альтернативой.

8. Использование пустышки.
Бытует мнение, что соска помогает успокоить ребенка во время приступа плача. Так ли это на самом деле? Когда ребёнок плачет и чувствует разочарование, он нуждается в чувстве безопасности или того, что могло бы его утешить.

Соска используется в качестве внешнего объекта для успокоения тела. Обычно, малыш не расслабляется по настоящему, однако переключает внимание на сосание. Создание зависимости от внешнего объекта или орального успокоения, как необходимости для ощущения комфорта и уверенности, может привести к модели будущего поведения в сложных ситуациях. Иногда родители детей, которые много плачут, чаще используют пустышку как реакцию на плач. Пустышка лишает малыша сенсорных ощущений.

На ранних стадиях, ребенок познает мир засовывая ручки в рот. Это невозможно сделать, когда рот закрыт соской. Даже с точки зрения СМИ, пустышка не позволяет воспроизводить: звуки, слоги, мешает языковым тренировкам и правильной артикуляции.

Соска действительно может помочь ребенку уснуть:

Желательно использовать соску разумно.

9. Развитие самостоятельности и способность ребенка справляться с трудностями.
Родители с самого рождения обеспечивают потребности ребенка, оказывают благоприятную и активную поддержку. Постепенно малыш развивает способности и жизненные навыки. Важно дать ему возможность учиться самостоятельно.

Сначала ребенок учится бороться с гравитацией — толкает пол руками и ногами. Затем поднимает голову и начинает изучать окружающую среду и своих родителей. Малыш растет и всё больше отделяется от родителей, чтобы стать независимым. Независимый ребенок — это любопытный и уверенный в себе маленький человечек, который исследует мир вокруг себя.

Наша родительская мудрость — придерживаться тонкой грани между поощрением ребенка к самообслуживанию и излишней помощью.

Пример:
Когда ребенок хочет чего-то достичь, поощряйте его сделать это самостоятельно.

Если малыш хочет молоко и умеет держать бутылочку, позвольте ему открыть крышку и оставьте его на время еды.

Каждый родитель может определить ситуации, в которых его ребенок способен делать что-то самостоятельно и осознанно воздерживаться от ненужной помощи. Чем чаще ребёнок испытывает чувство успеха, тем больше он будет верить в свои силы и способности. Постепенно, он станет более самостоятельным и независимым.