Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха.
- Дуть на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду - пускать пузыри.
- Задувать свечки. Под строгим контролем взрослых!
- Сделать пособия на ниточках: бумажные бабочки, тучки, снежинки. Дуть на них.
- Пускать кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миске с водой и дуть в паруса.
- Имитировать «ветерок» - дуть друг на друга.
- Сдувать с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга.
- Дуть через трубочку в закрытую крышкой бутылку с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата.
- 1. Игры с различными звуками:
- цокать как лошадка;
- сопеть как ёжик;
- чмокать - имитировать поцелуи.
- 2. Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надувать пузыри щечками и лопать их ладошками.
- Показывать язычок - дразниться: язычок выглянул из ротика и спрятался обратно.
- Показывать зубы. «У кого есть зубки?!»
- Лакать молоко как кошка.
- 3. Звукоподражание с повторами. Полезно делать в разном темпе:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи.
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- 1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
- Тук-тук-тук! Клавесы, ложки, барабан.
- Ля-ля-ля! Металлофон.
- Динь-динь! Колокольчик.
- Как-кап-кап ! Треугольник.
- Бум-бум-бум! Бубен.
- 2. Песенки-звукоподражания.
- «Гуси-гуси».
- «Есть у нас лошадка Игогошка».
- «Ква-ква, так говорит лягушка».
- 3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой.
- «А мы скажем вместе с мамой».
- «Ну-ка повторяйте».
- 4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
- 5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов.
- 6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип. Нажимаем на носик.
- Туда-сюда. Повороты корпуса.
- Вверх-вниз. Ручки с бубенцами или султанчиками.
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь.
- Прятки игрушек под платочком.
- ”Дай!” По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера.
- ”Покажи!” Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке. Затем дети по инструкции педагога ищут этот предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой.
- Сортировка по цвету, форме или размеру.
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки: животных, игрушки, посуду, камушки разных цветов. Ребенок находит, взрослый называет.Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки: животных, игрушки, посуду, камушки разных цветов. Ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры.
Педагоги любят говорить: “Речь находится на кончиках пальцев!”
Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия.
- Угадай, что звучит.
- Жмурки.
- В какой руке звучало.
- Быстро-медленно.
- Громко-тихо.
- Справа-слева, после 2 лет.
- Если звучит бубен - прыгаем, если треугольник - хлопаем в ладоши.
Вкусные игры.
- Облизываем губки - варенье, мед.
- Высовываем язычок - возьми ягодку, конфетку. Убираем в рот на язычке ягодку, конфетку.
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке - тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево.
- Макаем кончик язычка в сахар или сладкую отсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба.
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже.
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик.
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой.
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка осознанного моторного планирования.
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
- Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий.
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы.
- Выполнение заданий по инструкции.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
- Примеры упражнений:
- Сортировка. Но не пальчиками, а пинцетами, ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват.
- Использование двух рук сразу.
- Использование не ведущей руки для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого: сначала красная бусина, потом желтая бусина и т.д.
- Замена привычных движений на новые с изменением темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов и материалов.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.