Сенсомоторное развитие – база умственного и физического развития ребенка.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для совершенствования представлений ребенка об окружающем мире.
Круг задач сенсомоторного воспитания включает:
- Развитие и совершенствование двигательных функций: общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
- Тактильно-двигательное восприятие.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие зрительного восприятия.
- Восприятие формы, величины, цвета предметов.
- Восприятие особых свойств предметов: вкус, запах, вес.
- Восприятие пространства и времени.
В случае нарушения сенсорного баланса, человек ощущает в одном из каналов чувств слишком сильную или наоборот, слабую стимуляцию:
- У ребенка слишком сильное ощущение. Речь о повышенной чувствительности, которая приводит к защитной реакции и желанию уменьшить раздражающий извне стимул. Ребёнок перегружен сенсорной информацией, поэтому хочет закрыться.
- У ребенка слабое ощущение. Речь о пониженной чувствительности, которая вызывает беспокойство и приводит ребенка к желанию найти и усилить ощущения.
Примеры дисбаланса:
Ограничение подвижности малыша в раннем возрасте, создает предпосылки нарушения чувствительности. Если всё время носить ребенка на руках, то ему не хватит опыта, чтобы вовремя начать самостоятельно передвигаться. Важно создавать малышу необходимые оптимальные условия для двигательного и речевого развития: разговаривать с малышом, позволять ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов и форм.
Неспособность играть – распространенный симптом нарушения сенсорного баланса. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Он не чувствует своего тела и не знает как им управлять.
В случае нарушения двигательной координации, ребенок может часто терять равновесие и спотыкаться.
В школьном возрасте появляются проблемы с обучением. Ребенку сложно освоить учебную программу из-за неспособности сконцентрироваться. Попытки наладить концентрацию внимания сильно утомляют и на фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки и действия. Его мозг перевозбужден и ребенок может начать ‘прыгать по всему классу’, но не специально, а потому что его мозг выходит из-под контроля. Ребенок не может оценить и объяснить свои действия, это бессознательные процессы головного мозга.
Взрослые часто могут усугублять проблемы ребенка по незнанию, ведь многие задания для него действительно непосильны. Важно понимать, что в данном случае наказания либо поощрения не изменят ситуацию, необходимо обратиться к специалисту.
Цель сенсорного терапевта – провести сенсорную диагностику и помочь родителям создать доступные условия, при которых развитие ребенка станет более гармоничным и эффективным. Выстроить ежедневные процессы взаимодействия малыша с внешним миром, легко применимые на практике.