Слух – это процесс восприятия звука.
Еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. И это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20 недели), но и звуки извне – мамин и папин голос (с 6 месяца беременности), чуть позже – окружающие шумы, голоса близких людей, музыка.
В первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, так как происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. Но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. Младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.
Постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.
На 9-10 день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.
А в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. Малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. В этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание игрушек и мелодий.
Во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. Поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины – ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».
К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. Ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. Малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию – улыбнуться.
В 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе – малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным, и начинает поворачивать голову к источнику звука. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.
На 3 месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. В ответ на разговор взрослого проявляется комплекс оживления – радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. В этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.
К 4 месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. Малыш начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. Реакция на обращения взрослого становится более бурной – малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.
В 5 месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. Понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. Проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. В этот период детям очень нравится слушать музыку.
С 6 месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует услышанные звуки, ведет звучные диалоги. Начинает улавливать интонацию голоса взрослого – похвалу, порицание, вопрос, запрет. Повышается интерес к окружающему миру. Малыша занимают звучащие игрушки, из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания и нажимания на кнопки.
В 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.
К 9 месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.
К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. Появляются первые осознанные простые и облегченные слова: «мама», «папа», «киса», «дай», «бах» и другие.
Как можно помочь малышу в развитии слуха?
Речь ребенка развивается параллельно со слухом, поэтому развитие слуха станет основой будущей речи малыша. Сначала ребенок будет узнавать слова, которые слышит, потом начнет их понимать, а позже – произносить.
- Разговариваете с малышом ласковым, нежным и естественным голосом.
- Иногда родители интуитивно начинают «сюсюкаться», меняя интонацию и говоря на тон выше – и это правильно – так ребенку легче воспринимать речь взрослых.
- Разговаривая с малышом, дотрагивайтесь до него и проявляйте эмоциональность.
- Для развития слухового восприятия используйте погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, аудиозаписи и другие предметы, которые издают какое-то звучание: шелест бумаги, хруст оберточной упаковки и т.п.
- Музыкальные игрушки должны быть мелодичными по своему звучанию, с отсутствием громких и резких звуков.
- Внимательно следите за ребенком – не пугают ли его какие-то музыкальные игрушки или посторонние звуки (например, шум пылесоса).
- Называйте малыша по имени и ласковыми прозвищами (мой милый, мой хороший, мой любимый).
Ухо – это не только орган слуха. Уши отвечают за равновесие тела, при решении повседневных задач: от подъема по ступенькам лестницы до катания на коньках и роликах. Сложно организованная структура равновесия – вестибулярный аппарат – расположена в полости внутреннего уха.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия позволяющий определять положение и перемещение тела в пространстве.
Нарушения функций слуха могут вызвать чувства неустойчивости, шаткости или головокружения. Эти ощущения могут серьезно повлиять на способность ходить, стоять и даже сидеть.
Профилактика заболеваний слуха.
- Защищайте уши от холода, избегайте сквозняков – чтобы не «застудить» уши.
- Не используйте для чистки ушей твёрдые предметы, в том числе и ватные палочки – это не поможет очистить слуховой проход, а только увеличит выработку серы и уплотнит серную пробку. Кроме того, высок риск травмирования наружной части уха и занесения инфекции.
- Относитесь серьёзнее к болезням носоглотки и горла – их воспаление может перейти и на уши.
- Избегайте длительного нахождения в местах с громкими звуками и шумом. Используйте средства защиты для ушей, например беруши.
- Не злоупотребляйте прослушиванием музыки в наушниках. Снижайте её громкость.
- Обязательно обращайтесь к врачу при обнаружении проблем с ушами. Не занимайтесь самолечением. Помните, что успех лечения во многом зависит от того, насколько своевременно была оказана помощь.
- Регулярно посещайте врача-оториноларинголога.