Тактильная система

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».

Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира.

Человек познает мир с помощью пяти органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. Рука, пальцы, ладошки ребенка помогают запустить механизм мыслительной деятельности. Мелкая моторика влияет на формирование речи у детей.

Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на:

К тактильной чувствительности относятся ощущения: прикосновения, давления, боли, тепла, холода.

Осязание – первое чувство, которое развивается в эмбрионе.

С самого рождения ребенок общается посредством тактильных ощущений. Первый контакт формируется у малыша с матерью. От характера его протекания зависит дальнейшее развитие ребенка. Прикосновения жизненно необходимы для него. Они влияют на развитие нервной системы. До года мать носит свою малютку на руках, вскармливает грудью, гладит и целует. В этот период происходит непосредственный и тесный контакт «кожа к коже». Благодаря ему все процессы формирования нервной деятельности проходят без отклонения. Интенсивные прикосновения, которые используются при массаже благоприятно сказываются на развитии кровеносной и мышечной системах. Уже на таком раннем этапе устанавливается некая иерархическая система взаимоотношений между ребенком и матерью. А в дальнейшем и в семье. Прикасаясь к вам, малыш ждет ответной реакции – прикосновения.

В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, которое лежит в основе чувственного познания.

Начиная работу, необходимо вкладывать ребёнку в обе ручки предметы, разные по величине, форме, фактуре. При этом очень важно обеспечить разнообразие тактильных ощущений. Вначале это можно делать без анализа признаков, без их называния. Взрослый сам называет игрушку или другой предмет, который у ребёнка в руках.

Для знакомства с признаками, которые можно определять на ощупь, лучше использовать контрастные предметы: большой и маленький, твёрдый и мягкий, гладкий и шероховатый, шар и фигуру с углами.

Для развития тактильной чувствительности, а также для нормализации мышечного тонуса очень эффективным средством является массаж и самомассаж. Игры и игровые упражнения с элементами массажа, которые предлагаются детям на коррекционных занятиях, занимают важное место среди других многочисленных средств. Для этого можно использовать губки, разнообразные ворсовые щётки, специальные массажные игрушки, покупные и самодельные массажёры.

Игры на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Человеческие прикосновения.

Твёрдый-мягкий.
Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.

Тёплый – холодный.
Вам понадобятся: тазики с водой различной температуры, лед, фен, вентилятор, свеча.

Вязкий – липкий.
Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин.

Игры с водой.
Вам понадобятся: большие пластиковые бутылки, стаканчики, игрушки, различные ёмкости, ложка и таз, кораблики, куклы, игрушки (животные, птицы), мыло, мочалка, соль, сахар, акварельные краски, тряпочки и губки, кукольная одежда, молоко, прозрачные предметы.

Игры с песком.
Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито. Можно играть на даче, на детской площадке.

Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.
Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Сначала в сухом песке, а затем в мокром.

Задача: откопать руку или игрушку, не дотрагиваясь до них.

Сделать вывод: каждая песчинка лежит отдельно.

Сделать вывод: песчинки сдуваются, «убегают от ветра».
Подвижная игра «Ветер и песчинки».

Сделать вывод.

Сделать вывод.

Игры с пластилином, глиной, тестом.
Вам понадобятся: пластилин разных цветов, стеки, глина, тесто.

Сделать выводы о свойствах пластилина.

Игры с крупами, природными материалами.
Вам понадобятся: крупы, емкости, совок, непрозрачные мешочки с крупами, сито, игрушки, пластилин, природный материал: шишки, листья, желуди, семена и т.д.

Игры с тканью и бумагой.
Вам понадобятся: бумага различной фактуры, ткани различной фактуры, ножницы, карандаши.

Сделать вывод.

Массажная ортопедическая дорожка «Сенсорная тропа».
Это уникальный массажер для детских ножек, который воздействует на ребенка прямо во время игры, незаметно стимулируя определенные точки стопы и хорошенько разминая мышцы. Предлагайте ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

Эти и подобные занятия и упражнения способствуют развитию тактильной чувствительности вашего малыша и его развитию в целом. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.