«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».
Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира.
Человек познает мир с помощью пяти органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. Рука, пальцы, ладошки ребенка помогают запустить механизм мыслительной деятельности. Мелкая моторика влияет на формирование речи у детей.
Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на:
- координацию,
- внимание,
- мышление,
- воображение,
- зрительную и двигательную память.
К тактильной чувствительности относятся ощущения: прикосновения, давления, боли, тепла, холода.
Осязание – первое чувство, которое развивается в эмбрионе.
С самого рождения ребенок общается посредством тактильных ощущений. Первый контакт формируется у малыша с матерью. От характера его протекания зависит дальнейшее развитие ребенка. Прикосновения жизненно необходимы для него. Они влияют на развитие нервной системы. До года мать носит свою малютку на руках, вскармливает грудью, гладит и целует. В этот период происходит непосредственный и тесный контакт «кожа к коже». Благодаря ему все процессы формирования нервной деятельности проходят без отклонения. Интенсивные прикосновения, которые используются при массаже благоприятно сказываются на развитии кровеносной и мышечной системах. Уже на таком раннем этапе устанавливается некая иерархическая система взаимоотношений между ребенком и матерью. А в дальнейшем и в семье. Прикасаясь к вам, малыш ждет ответной реакции – прикосновения.
В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, которое лежит в основе чувственного познания.
Начиная работу, необходимо вкладывать ребёнку в обе ручки предметы, разные по величине, форме, фактуре. При этом очень важно обеспечить разнообразие тактильных ощущений. Вначале это можно делать без анализа признаков, без их называния. Взрослый сам называет игрушку или другой предмет, который у ребёнка в руках.
Для знакомства с признаками, которые можно определять на ощупь, лучше использовать контрастные предметы: большой и маленький, твёрдый и мягкий, гладкий и шероховатый, шар и фигуру с углами.
Для развития тактильной чувствительности, а также для нормализации мышечного тонуса очень эффективным средством является массаж и самомассаж. Игры и игровые упражнения с элементами массажа, которые предлагаются детям на коррекционных занятиях, занимают важное место среди других многочисленных средств. Для этого можно использовать губки, разнообразные ворсовые щётки, специальные массажные игрушки, покупные и самодельные массажёры.
Игры на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Человеческие прикосновения.
- Пальчиковые игры (использовать постоянно).
- Физическая стимуляция:
- прикосновения к ребенку, установление тактильного контакта,
- тормошение, возня,
- игры и игровые упражнения («Сорока-белобока», «Ку-ку!», «Догоню-догоню!», «Змейка!» и т.д.)
- Пассивный и активный массаж.
- Массаж пальцев и кистей рук.
Твёрдый-мягкий.
Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.
- Практические действия: ощупывать, надавливать, стучать, сжимать, бросать, дуть.
- Игра «Найди на ощупь»
Тёплый – холодный.
Вам понадобятся: тазики с водой различной температуры, лед, фен, вентилятор, свеча.
- Поднести руки (не очень близко) к свече.
- Что чувствуете?
- Подержать в руках кусочек льда.
- Что чувствуете?
- Опускать пальчики в тазики с водой различной температуры и определять, где теплее, а где холоднее.
- Стимуляция теплым и холодным воздухом (фен, вентилятор).
Вязкий – липкий.
Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин.
- Опустить пальчики в варенье.
- Что почувствовали?
- Соприкоснуться пальчиками измазанными вареньем.
- Опустить пальчики (руку) в желеобразную массу, размазать желе по столу, стеклу.
- Мять кусочки глины, пластилина, теста.
- Оставить отпечатки.
Игры с водой.
Вам понадобятся: большие пластиковые бутылки, стаканчики, игрушки, различные ёмкости, ложка и таз, кораблики, куклы, игрушки (животные, птицы), мыло, мочалка, соль, сахар, акварельные краски, тряпочки и губки, кукольная одежда, молоко, прозрачные предметы.
- Возня с водой.
- Брызгать водой, ударять ладошками по воде, подержать ладошку под струей душа (дождь), сравнить ощущения.
- Наполнять различные сосуды водой из-под крана (обратить внимание на то, как емкость заполняется водой).
- Наполнить таз водой и организовать игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
- Переливать воду из одной посуды в другую.
- Наливать воду через воронку.
- Сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком.
- Превратить таз с водой в «море», по которому плывут кораблики.
- Читать стихотворения про кораблики.
- Купать куклу с определением температуры воды, ее регулирование. С закрытыми глазами мыльной рукой мыть куклу, определяя и называя части тела. Мыть куклу мочалкой.
- Взбивать мыльную пену.
- Мыть кукольную посуду.
- Мыть руки с мылом (круговые движения мыльными руками, мокрыми руками, сухими), сравнивать ощущения.
- Растворить соль, сахар в воде. Понаблюдать, что в теплой и горячей воде они растворяются быстрее. Сделать соответствующий вывод.
- Растворять акварельные краски в воде. Приготовить кукольный обед: красная вода – томатный сок, белая – молоко, оранжевая – фанта, черная – кофе и т.д.).
- Фокус с бутылочками (получение цветной воды).
- Стирка кукольной одежды.
- Вытирать разлитую воду тряпкой или губкой. Определять на ощупь мокрый – сухой, определять скорость впитывания быстро – медленно).
- Сравнивать стакан воды со стаканом молока, поместив в них ложку.
- Посмотреть сквозь стакан без воды, а затем с водой. Сделать вывод о прозрачности воды.
- Выбрать из сложенных на столе предметов только прозрачные (стекло, слюду, кальку, очки, стакан).
- Дать подержать пустую бутылку, затем налить в нее воды. Сравнить вес при помощи рук.
Игры с песком.
Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито. Можно играть на даче, на детской площадке.
- Игра «Отпечатки наших рук» (внутренней и внешней сторон). Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.
Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.
- «Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения: машинки, змейки, санки и др.
- Затем выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро: пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира – ромашка, солнышко, дождинки, травка и т.д.
- Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем, поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком.
- Далее: группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; понаблюдать загадочные следы; поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера (при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».
- Игра «Что же спрятано в песке?»
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Сначала в сухом песке, а затем в мокром.
- Игра «Мина» (с рукой и игрушкой).
Задача: откопать руку или игрушку, не дотрагиваясь до них.
- Пропустить «грязную» воду через песок. Сравнить отфильтрованную воду с грязной.
- «Выпечка» пирожков без формочек, с помощью рук.
- Набирать песок в ладошки и ссыпать обратно в емкость, просеять сквозь пальцы.
- Насыпать совком песок в стаканчики.
- Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать немного песка на лист бумаги.
- Рассматривать песок с помощью лупы.
Сделать вывод: каждая песчинка лежит отдельно.
- Подуть через соломинку для коктейля (игрушечный ветер).
Сделать вывод: песчинки сдуваются, «убегают от ветра».
Подвижная игра «Ветер и песчинки».
- Воткнуть палочку в песок. Сделать вывод: песок рыхлый.
- Аккуратно налить немного воды в стакан с песком, потрогать песок. Посмотреть, куда исчезла вода.
Сделать вывод.
- Опыт «Оставь следы» (на сухом и мокром песке).
- Пропускать песок через трубочку, воронку; попробовать что-нибудь слепить из сухого песка.
Сделать вывод.
- Смачивать песок водой (обратить внимание на то, что если налить много воды, получится не тесто для пирожков, а жидкая «каша – малаша».
- Наполнить мокрым песком формочки, разровнять рукой, совочком. «Выпечка пирожков».
Игры с пластилином, глиной, тестом.
Вам понадобятся: пластилин разных цветов, стеки, глина, тесто.
- Помять кусок пластилина в руках (разогреть). Сравнить ощущения: каким был пластилин сначала и после того, как его помяли.
- Отщипывать кусочки.
- Скатывать шарики из красного пластилина круговыми движениями – «ягодки».
- Раскатывать колбаски движениями вперед–назад между ладонями и на плоскости.
- Разрезать коричневый пластилин стеками на кусочки – «хлеб».
- Скатывать толстые колбаски из пластилина – «грядки».
- Читать стихотворения про овощи.
- «Сажаем овощи»: горох станет «репкой», красная фасоль – «картофелем», разноцветная мозаика – помидоры, огурцы и т.д.
Сделать выводы о свойствах пластилина.
Игры с крупами, природными материалами.
Вам понадобятся: крупы, емкости, совок, непрозрачные мешочки с крупами, сито, игрушки, пластилин, природный материал: шишки, листья, желуди, семена и т.д.
- Опускать руки в миски с разными крупами, природными материалами. Сравнить ощущения.
- Пересыпать руками материалы из одной емкости в другую.
- Покатать по руке различные природные материалы.
- Растирать крупы между ладошками. Сравнивать ощущения.
- Пересыпать крупы при помощи рук, совка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую.
- Сделать «дождь или град».
- По рассыпанной на полу крупе походить босиком или в носках.
- Игра «Золушка» (перебирание круп).
- «Волшебное сито». Смешаны рис и манка, перебирать руками, а затем просеять через сито. Сделать вывод.
- Игра «Найди такую же крупу» (на ощупь).
- Находить мелкие игрушки, спрятанные в крупах.
- Выкладывать узор путем чередования круп.
- Вдавливать горошины в кусочек коричневого пластилина – «шоколад с орехами».
Игры с тканью и бумагой.
Вам понадобятся: бумага различной фактуры, ткани различной фактуры, ножницы, карандаши.
- Ощупывать различные виды бумаги, определять толщину, фактуру.
- Игра «Найди на ощупь пару».
- Действия с бумагой, тканью: мять и разглаживать руками, рвать и резать, складывать пополам, скатывать в трубочку.
Сделать вывод.
- Обвести ладошку на бумаге.
- Ощупывать разные виды ткани.
- Проводить различными кусочками ткани по рукам, ногам, лицу. Выяснить, какие ткани вызвали положительные ощущения.
Массажная ортопедическая дорожка «Сенсорная тропа».
Это уникальный массажер для детских ножек, который воздействует на ребенка прямо во время игры, незаметно стимулируя определенные точки стопы и хорошенько разминая мышцы. Предлагайте ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.
Эти и подобные занятия и упражнения способствуют развитию тактильной чувствительности вашего малыша и его развитию в целом. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.