Графомоторика или графомоторный навык – это движения пишущей руки в определенном положении, которые помогают ребенку: рисовать, раскрашивать, копировать узоры, соединять точки и правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторика благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.
Задачи графомоторики:
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обводке контуров линий и ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание и способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки;
- переключение внимания с одного объекта на другой;
- функция контроля;
- координация частей тела (поза туловища, наклон головы при письме);
- развитие мелкой моторики.
Даже у детей, развитых интеллектуально, могут наблюдаться слабые графомоторные навыки. Регулярные упражнения по развитию мелкой моторики и выполнение заданий по графомоторике помогают ребенку: правильно различать формы и границы предметов; логически рассуждать; свободно выражать свои мысли; развивать внимание, воображение, память; расширить словарный запас; повысить уверенность в себе.
Примеры заданий:
- Изобразить предмет с натуры и прорисовать мелкие детали;
- Дорисовать незаконченные рисунки или предметы с недостающими деталями;
- Определить правые и левые части тела;
- Скопировать на бумагу геометрические фигуры;
- Нарисовать фигуры и группы предметов по памяти;
- Научиться различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
а также:
- Обучение ориентированию в пространстве по отношению к предметам;
- Развитие мелкой мускулатуры пальцев для увеличения силы и выносливости;
- Штриховка по контуру и обводка линий предметов;
- Одновременная тренировка навыков обеих рук, что помогает гармонично развивать оба полушария головного мозга.